На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Пейзаж и природа...

4 418 подписчиков

Снимаем пейзаж

Уверенность, что нет ничего проще, чем съемка пейзажа, вознаградила многих начинающих фотографов неубедительными изображениями «плоских» гор, бесцветных лесов и невзрачных городских ландшафтов. И это вполне объяснимо: наполнить двухмерное изображение светом, воздухом и объемом не так просто, как кажется.

С технической стороны снимать пейзаж действительно несложно. Во-первых, можно не торопясь продумать все детали будущего снимка (ваш объект все равно никуда не убежит), а во-вторых, работа в этом жанре выдвигает минимум требований и к характеристикам камеры, и к технической сноровке фотографа. Чтобы подготовить аппарат к пейзажной фотосъемке, необходимо лишь установить зум-объектив в широкоугольное положение – это гарантирует максимальную глубину резкости, что при съемке «глубоких» ландшафтов имеет первостепенное значение. Добиться максимальной глубины резкости можно и при помощи специальной сюжетной программы «пейзаж», которая доступна большинству цифровых аппаратов. Других настроек не требуется – дальнейший результат зависит не от характеристик камеры, а от умения фотографа построить композицию снимка.

Победить плоскость
Любой, кто хоть раз пробовал свои силы в съемке величественных ландшафтов, например горных, знает, что основная трудность заключается в необходимости передать «глубину» пейзажа. Преодолеть природную «плоскость» фотографии можно разными способами. Один из самых действенных – включить в кадр объект с четкими границами, которые будут уводить взгляд зрителя вглубь композиции, то есть создать линейную перспективу. Для этого подойдут дорога, забор, стена здания, бордюр или даже длинные вечерние или утренние тени. Помимо линейной, существует и перспектива тональная – более светлые объекты зрительно воспринимаются как расположенные дальше от зрителя, а более темные – как расположенные ближе к нему. Другими словами, придать снимку глубину можно, если «захватить», как по мере удаления от фотографа ландшафт погружается в легкую дымку, теряя насыщенность цветов и контрастность. Вообще, дымка, туман, пелена дождя или даже дым костра на дальнем плане как нельзя лучше подчеркивают объем и протяженность снимаемого пространства.

Еще одно решение, которое поможет наполнить снимок объемом – создать многоплановую композицию. При выраженной границе между передним, средним и дальним планами фотографии взгляд зрителя, путешествуя по расположенным в этих зонах объектам, постепенно уходит «вглубь» снимка, из-за чего и возникает необходимое ощущение третьей координаты – глубины пространства. Например, хорошего результата можно добиться, если поместить на первый план ветви, кусты, элементы ограды или другие элементы, которые не имеют самоценного значения, но помогают создать объем. Необходимое условие – все элементы переднего плана должны быть резко прорисованы, а для этого они должны быть удалены от камеры не менее чем на 3–5 м.

Свет и воздух Свет и воздух приобрели самостоятельное значение в произведениях импрессионистов – которые, кстати, и вознесли жанр пейзажа на недосягаемую прежде эмоциональную высоту. Их открытия вполне актуальны и для фотографии – с учетом, конечно, разницы изобразительных средств. Разумеется, сложная фактура цвета и широкие мазки фотографу недоступны, зато он может запечатлеть созданные ветром рябь или волны, изгиб ветвей деревьев, волнующуюся траву или развевающийся флаг. Все эти нюансы однозначно указывают на движение воздуха, что помогает передать настроение пейзажа и, разумеется, автоматически создает впечатление объема. Правда, «поймать» подобное «отражение» ветра бывает непросто. Впрочем, еще сложнее дождаться оптимального освещения – ведь при съемке пейзажа оно может быть только естественным. Самое лучшее время для работы в этом жанре – раннее утро или вторая половина дня: полуденное солнце делает предметы «плоскими» и создает грубые тени. В остальном же фотографу можно только посоветовать терпеливо ждать наиболее выигрышного освещения и не терять ни минуты, когда подходящий момент наступил. Ведь стоит упустить удачный кадр – и в лучшем случае сделать снимок с нужным освещением вы сможете только на следующий день, а в худшем (например, если вы хотите запечатлеть освещенный закатным солнцем листопад) – только на следующий год.

Отсекаем лишнее
Наконец, последнее: фотограф должен с особым вниманием относиться к «содержимому» своего кадра. В частности, портрет (как сам по себе, так и на фоне достопримечательности) – это совершенно особый жанр, а потому, если в рамку пейзажного кадра попадают люди (в случае городского пейзажа это практически неизбежно), то они ни в коем случае не должны «солировать». Кроме того, на «качественной» пейзажной фотографии должны отсутствовать посторонние, отвлекающие внимание детали (случайно оказавшиеся в кадре машины, провода, столбы, милиционеры) и должен присутствовать четко выраженный композиционный центр, собственно и создающий атмосферу фотографии. Сделать выразительный снимок полянки проще, чем запечатлеть обширный луг, сфотографировать три живописных дерева проще, чем целый лес – только если у пейзажа есть отчетливая «точка притяжения» взгляда, зритель никогда не задастся вопросом, что же конкретно вы фотографировали.

Картина дня

наверх